Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны

В этом году наша страна готовится отмечать 75 лет Великой Победы над фашистской Германией, все мы помним дату 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Авиация противника бомбила не только важные стратегические объекты, такие как аэродромы, военно-морские базы, железнодорожные узлы, но и мирные города Советского Союза. Одну из важнейших роль сыграла в годы Великой Отечественной войны и пожарная охрана, которая немедленно вступала в борьбу с пожарами, вызванными фашистской авиацией. В прифронтовых районах и глубоком тылу вместе со всем советским народом пожарные выполняли свой долг, делали все зависящее для победы над немецко-фашистскими захватчиками. В самом начале войны, в сложных условиях оказались пожарные городов: Минска, Вильнюса, Лиепаи, Бреста, Львова, Каунаса, Риги, Гродно, Смоленска, Барановичи, Ковеля, Орши, Мозыря, Пинска, Даугавпилса и др.

Основную тяжесть борьбы с пожарами, возникающими во время вражеских налетов, приходилось вначале вести малочисленным городским профессиональным и объектовым пожарным командам. Личный состав, переведенный с утра 22 июня на казарменное положение, работал без сна и отдыха. Важной задачей для пожарных было сохранение военных объектов, транспортных узлов и инфраструктуры, не допустить перерастания отдельных пожаров в массовые, ликвидировать или «зачернить» пожары до наступления ночи, чтобы они не служили ориентиром немецкой авиации. Пожарным помогало население прифронтовых городов, люди под огнем фашистской авиации постигали на практике науку тушения зажигательных бомб.

Одним из серьезных вопросов в тяжелых условиях войны для пожарных был недостаток пожарной техники. Работники пожарной охраны проявляли смекалку и на местах изыскивали пути по приспособлению грузовых автомобилей под пожарные автоцистерны, занимались переоборудованием имеющихся пожарных машин, делая их более мощными. Московский завод пожарных машин начал выпускать тогда упрощенные, так называемые бортовые пожарные машины. В бортовом кузове автомобиля устраивали сиденья для личного состава, на машине монтировали пожарный насос с приводом от двигателя автомобиля, укладывали необходимое противопожарное оборудование. Большую опасность представляло применение зажигательных авиабомб с воздуха противником, они могли вызвать одновременное возникновение множества очагов пожаров и загораний. Надо было обучать все население приемам и способам борьбы с зажигательными авиабомбами. Это было достигнуто путем вовлечения населения, рабочих и служащих предприятий в противопожарные формирования местной противовоздушной обороны (МПВО).

Главным достижением московской МПВО в годы войны стало то, что противнику не удалось нарушить работу нашего тыла, а военный опыт подсказывал, что мероприятия МПВО должны перерастать в общегосударственную систему защиты страны.

1 региональный отдел надзорной деятельности

и профилактической работы Управления по ТиНАО

Главного управления МЧС России по г. Москве